«Искусство должно выступать против любой формы диктатуры и навязывания идеологии, а не способствовать индустрии развлечений. И если искусство пробуждает критическое видение, то это уже очень много. Сильное социально-критическое искусство — это то, что так необходимо в сложившейся ситуации».

© Марина Напрушкина

Марина Напрушкина — одна из немногих белорусских художников, открыто говорящих о политике на языке искусства. Создавая спокойные, опирающиеся на классические европейские каноны (минимализм, видеоарт, документация, коллаборативные исследования, активизм) произведения, Марина заняла критическую позицию по отношению к пропагандистскому аппарату действующего президента республики Беларусь. Находясь на «дальней дистанции», художник анализирует, как оказалось, непростые манипуляции государства с собственным народом. Несмотря на свое непосредственное отсутствие в регионе, возможно, именно отстраненность позволяет Марине создавать четкие образы актуальной политической системы Беларуси.

Марина Напрушкина родилась в 1981 году в Минске. Поступив в Глебовское училище, проучилась там три года, после чего решила подать документы в Академию изобразительных искусств в Карлсруэ . Ее приняли, и дальнейшее обучение продолжалось уже в Германии (класс Марты Рослер). Работая до этого лишь в технике живописи, теперь Напрушкина была вынуждена начать мыслить иначе. Проучившись в Карлсруэ, она перевелась во Франкфуртскую школу, которую закончила в 2008 году.

На сегодняшний день в активе Марины Напрушкиной более 20 художественных проектов. Уже во время учебы в европейских институтах она разработала свой подход к работе, основанный на критическом анализе ситуации или явления, относящихся к политической системе. Постепенно, собирая материалы, созданные пропагандистской и политической системой, Напрушкина пришла к собственной активной позиции по отношению к аппарату власти Республики Беларусь.

 

© Марина Напрушкина / «Бюро антипропаганды» на выставке «Двери открываются? Белорусское искусство сегодня» / 2010

 

Марина Напрушкина:

«Для меня искусство невозможно вне политики. Искусство — это такой агент, который устанавливает новые связи в обществе и генерирует новые смыслы на границе с другими дисциплинами. Мне другое неинтересно»

В основе каждого ее проекта лежит доскональный сбор информации об объекте анализа: будь то политическая ситуация в Беларуси или любое другое явление/система. Собранный материал чаще всего становится основой будущей работы — реди-мейд объектов, медиаинсталляций, практик взаимодействия, плакатов, книг, комиксов и даже публичных рассылок. Напрушкина создает масштабные произведения, в основе которых лежат основные политические, информационные и пропагандистские средства влияния. Каждый раз она педантично собирает архив из официальной периодики, агитационных плакатов, видеоматериалов выступления политических деятелей страны. На выставке Марины Напрушкиной зритель напрямую сталкивается с реальными политическими ситуациями, которые выглядят на территории искусства не как «законсервированные» реди-мейды, а реальные политические жесты. Она не высказывает своей точки зрения по отношению к политической ситуации, а создает антипропагандистские образы, используя материал, созданный самой же государственной структурой, идеологической машиной, статистическими службами Беларуси.

В результате остроумная подача делает образы пропаганды, политстатистику и агитационные лозунги современным искусством. Марина Напрушкина как бы пользуется принципом ай-кидо, при котором энергия противника используется против него.

В своих работах молодой автор пользуется как реди-мейд приемами, так и приемами социально ангажированного искусства. Ее работы, показанные в музейном пространстве, сохраняют свои социально-политические качества, заставляя зрителя взглянуть на объект пропаганды критическим и аналитическим взглядом. В таком способе повествовании обнаруживается глобальная проблема политической ситуации, и не только в Беларуси.

 

Избранные работы:

Беларусь МТЗ-50 (2008)

Friction and Conflict — cultural influence and exchange in Northeast Europe / Kalmar Konstmuseum / Kalmaк (SE)

© Марина Напрушкина / "Беларусь МТЗ-50" / 2008

Это одна из первых работ Марины в политической тематике, в которой трактор «Беларус МТЗ-50» сыграл роль готового объекта. Работа была показана в рамках выставки в Шведском музее Kalmar Konstmuseum. Этот трактор был произведен в 70-е годы на Минском тракторном заводе (МТЗ) и экспортирован в советское время в Швецию, где и прослужил на полях многие годы. Это была самая популярная модель трактора, выпущенная при БССР общим количеством более одного миллиона.

На сегодняшний день около 30 000 людей работает на концерн МТЗ. Компания является гордостью страны, а продукция продается по всему миру. Трактор «Беларус» хорошо известен в России, Иране, Китае и Венесуэле. Такую информацию вы найдете на официальном сайте завода. К выставке выпущена почтовая карточка с фотографией одной из первых моделей трактора и рекламной информацией о заводе из официальных государственных источников.

В результате работы СМИ завод и его продукция стали не только товаром для сельского хозяйства, но и объектом пропаганды. Напрушкина намеренно взяла уже проработавший долгое время на шведских полях трактор, усиливая тем самым его социальную значимость.

 

Бюро антипропаганды (с 2007)

Opening the Door? Belarus Art Today / curated by Kestutis Kuizinas / Contemporary Art Centre (CAC) / Vilnius (LT)

© Марина Напрушкина / "Бюро антипропаганды" на выставке "Двери открываются? Белорусское искусство сегодня" / 2010

Один из самых масштабных проектов Марины Напрушкиной, часть которого была показана на выставке «Двери открываются? Белорусское искусство сегодня». Первоначально проект задумывался как архив текстов, видео- и графических материалов, напрямую или косвенно касающихся темы политической пропаганды в Беларуси. Бюро антипропаганды заострило внимание на Беларуси, а точнее сказать — на ее политической модели, которая имеет сходства с некоторыми другими странами Восточной Европы и Латинской Америки, политическими партнерами Беларуси. Бюро антипропаганды изучает политические системы в принципе, так как Беларусь является выдающимся примером того, как зарождается и существует современная диктатура.

Версия инсталляции 2010 года для вильнюсской выставки является результатом многолетней работы по сбору и архивированию оригинальных материалов пропаганды. «Офис» представляет собой архив, который может изучить каждый зритель. Выставка содержит обширные видеоматериалы (акции, телепрограммы, кадры из новостей, видеодокументация белорусских праздников и парадов), копии распоряжений правительства некоторых европейских государств по отношению к Беларуси, страницы оригинальных белорусских «патриотических» изданий и многие другие «экспонаты».

YouTube Трейлер

 

В рамках проекта Напрушкина публикует почтовые открытки и отправляет их регулярно (раз в шесть недель) по всему миру. Открытки имеют пропагандистский характер и сообщают о политических событиях в Восточной Европе, с основным акцентом на Беларусь и ее союзников (Венесуэла, Китай). Открытки отправляются бесплатно по почте.

 

© Марина Напрушкина / «Бюро антипропаганды» на выставке «Двери открываются? Белорусское искусство сегодня» / 2010

Также Напрушкина переписывается с немецкими политиками и организациями в рамках проекта с 2007 года.

«Мне хотелось проверить их на политкорректность. В Германии все очень строго: если пришло письмо — должны ответить. И в этом интерес. В письме для меня важно сформулировать вопрос или предложение так, чтобы не была ясна моя личная позиция. Например, я обратилась в городское управление Франкфурта с предложением принять Минск в список городов-побратимов. Еще я написала в один из крупных немецких нефтяных концернов, который инвестирует в строительство атомных электростанций на территории Европы. Я предложила поддержать строительство атомной станции в Беларуси. Самый смешной случай был, когда я разослала письма в несколько имиджевых агентств с сообщением, что Лукашенко очень бы хотел получить их консультации. К письму я приложила фото и видеоматериалы. Интересно, что некоторые откликнулись, прислали свои предложения. В частности, советовали ему сбрить усы и волосы на голове, которые он обычно на бок зачесывает» [1]

 

Серия плакатов «За Беларусь!» (2007–2008)

© Марина Напрушкина / серия плакатов "За Беларусь!" / 2007-2008

«За Беларусь!» — основной лозунг плакатов, которые можно увидеть сегодня в Беларуси. Плакаты направлены на создание новой белорусской идентичности и воспитание патриотизма.

 

© Марина Напрушкина / серия плакатов «За Беларусь!» / 2007-2008

Напрушкина создает свою серию социальной рекламы, которую с трудом можно отличить от оригинала. Помещенные в другой контекст, плакаты раскрывают сугубо пропагандистский характер своих прототипов.

 

Patriot II (2007)

Where the east ends / Nassauischer Kunstverein / Wiesbaden (DE)

YouTube Трейлер

 

Видеодокументация интервенции в общественное пространство, деконструкция культа личности президента. Сюжет: Напрушкина покупает портрет Александра Лукашенко в книжном магазине Минска. После этого прогуливается с портретом по крупным улицам столицы. Прогулка длится с утра до вечера. Вернувшись домой, Марина вешает портрет на стену. Играет национальный гимн, Напрушкина стоит по стойке смирно.

 

© Марина Напрушкина / «Patriot II» / 2008

 

60 лет победы (2007)

60 years victory / solo exhibition / bunker Cologne / Kunstverein Köln (DE)

© Марина Напрушкина / "60 лет победы" / 2007

Эта выставка, сделанная в бункере немецкого города Кологон, была посвящена юбилею победы Советского союза во Второй мировой войне. Выставка представляет собой собрание плакатов военного времени, игравших большую роль в легитимации и стабилизации советских государств. Напрушкина тщательно изучала многочисленные пропагандистские меры и средства, используемые советским режимом и его преемниками для влияния на все более разочарованное население в послевоенное время. Художница показывает, как некоторые двусмысленные реплики советских военных плакатов были использованы для укрепления морального состояния советского народа. Визуальные и риторические образы были мощным и эффективным средством пропаганды. Фотографии женщин-героев войны, обрамленных люминесцентными рамками, представляют интригующий пример того, как индивидуальный опыт эксплуатируется государством. В дополнение к этому Напрушкина выставляет фото обрядов и представлений о войне в повседневной жизни современной Беларуси.

 

Когда я думаю о холодной России, я сразу вспоминаю красивое жаркое лето (2008)

When I am thinking of cold Russia, I remember first the beautiful hot summers / solo exhibition / Kunstverein Brühl (DE)

© Марина Напрушкина / "Когда я думаю о холодной России, я сразу вспоминаю красивое жаркое лето" / 2008

Главная тема выставки — энергетические ресурсы как средство для сохранения власти. В этой работе Напрушкина демонстрирует фотографии и тексты, описывающие тему энергетических отношений между Беларусью и другими государствами. Экспозиция состояла из панорамы белорусского пейзажа (изображение было сделано молодой парой, отправившейся в свадебное путешествие в Республику Беларусь), спилов двух кругов, представляющих диаметр газопровода «Дружба 1» и «Дружба 2», документацией переписки с бывшими строителями газопровода, которые, будучи гражданами ФРГ, находились на строительстве сети «Дружба» на территории восточной Европы. На сегодняшний день существует сообщество бывших строителей «Дружбы». Этот период их жизни связан для них не только с годами тяжелой работы, но также с годами молодости, проведенными в другой стране, и опытом коллективного труда.

На пригласительных открытках и плакатах к выставке была использована фотография, сделанная Клаусом Мюллером, который был членом молодежного объединения бывшей ГДР и работал на строительстве трубопровода в 1970 году.

Также в экспозиции были представлены диаграммы, описывающие финансовые потоки Российской компании «Газпром».

 

Платформа президента (2009)

What Keeps Mankind Alive? / 11th International Istanbul Biennial / curated by What, How and for Whom/ WHW (TR)

© Марина Напрушкина / "Платформа президента" / 2009

Это первая работа Напрушкиной, попавшая на крупную международную выставку. «Платформа президента» была выставлена на 11-й Международной Стамбульской биеннале в 2009 году.

Первый раз трибуна была построена в рамках резиденции Больмораль и была выставлена в городском парке города Бад Эмз. На Стамбульской биеннале трибуна была помещена в выставочное помещение Антрепо. На первый взгляд трибуна могла быть воспринята как минималистский объект. Сделанная как полноразмерная копия трибуны президента, платформа является государственным символом сопровождения важных событий, как пропагандистский инструмент прославления президента. Парадокс тут заключается в том, что такой пьедестал является также символом диалога и свободы слова. Зритель прямо сталкивается с вопросом гласности в Беларуси и других «демократических» странах.

 

Беларусь сегодня (видео, 4 мин., 2008)

Mediation biennale Poznan (PL)

YouTube Трейлер

 

Белорусская газета «Беларусь сегодня», которая с 1927 года выпускалась под названием «Рабочий» и позже, до 2007 года, как «Советская Белоруссия», является самой «популярной» газетой в Беларуси, издается самым обширным тиражом, и ее производство в настоящее время контролируется администрацией президента Республики Беларусь.

В учебниках по новой идеологии РБ газета «Беларусь сегодня» рекомендуется для проведения идеологических занятий, снова введенных в государственных институтах и школах.

В видео «Беларусь сегодня» пять рабочих читают передовицу газеты. Каждый рабочий делает шаг вперед и читает выбранные статьи — пять минут политинформации, организованные художницей по всем идеологическим правилам: новости внешней политики, спорт, сельское хозяйство, опросы общественного мнения.

 

Беларусь в цифрах (2009)

Installation view «Second dialog» / 3 Moscow Biennale

© Марина Напрушкина / "Беларусь в цифрах" / 2009

«Беларусь в цифрах» – серия диаграмм, которые составлены из чисел, взятых из ежегодного статистического справочника «Беларусь в цифрах». Эта книга содержит информацию о социально-экономической ситуации в Республике Беларусь и издается Национальным статистическим комитетом, учреждением, которое является составной частью авторитарной системы, созданной правительством Беларуси.

Цифры должны давать справедливую информацию о сельскохозяйственной продукции, промышленных товарах, образовании, численности трудящихся, численности населения. Все это должно обеспечить очень стабильный образ белорусского государства для своих граждан.

Диаграммы, сделанные Мариной Напрушкиной, показывают  реальные официальные диаграммы как часть государственной пропаганды. Эти диаграммы демонстрируют, как государство манипулирует гражданскими институтами. Архив «Бюро антипропаганды» хранит уже около 40 образцов и обновляется каждый год.

 

Президентские выборы (2009)

Red Thread, Tanas, Berlin, curated by What, How and for Whom/ WHW (D)

© Марина Напрушкина / "Президентские выборы" / 2009

Работа показывает агитационный плакат русской политической партии «Единая Россия» на выборах 2007 года. Слоган на плакате гласит: «План Путина — триумф России!». На русском языке «план» — это еще и сленговое слово, обозначающее марихуану. Этот факт был  рассмотрен и высмеян художниками и интеллектуалами. Во время предвыборной кампании другая сторона, «Союз Правых Сил», написала официальное письмо-запрос в антинаркотическую организацию с просьбой выяснить, носит ли «План Путина» наркотический или только психоделический подтекст.

До этого две национально-консервативные политические партии России вели тяжелые разбирательства в суде по поводу использования крылатой фразы «План Путина». Обе стороны надеялись получить больше популярности за счет использования имени Путина, тем самым привлекая больше голосов. Суд постановил, что словосочетание «План Путина» не может считаться интеллектуальной собственностью «Единой России», предоставив таким образом русскому народу право на использование этой фразы в своих целях.

Позже в рамках кампании была распространена брошюра (без санкции Путина), где говорилось, что План Путина состоит из 3-х глав, посвященных трем этапам «Плана Путина»: «Режим», «Концентрация ресурсов» и «Развитие страны». Цель — победа России. Триумф в конкурентной борьбе между ведущими мировыми державами, победа, которая привела бы Россию к своему законному месту в отношении мировых ресурсов.

Исследования показали, что около 70% участников не могли сказать, что именно включал в себя План Путина.

Также представленные диаграммы показывали результаты «демократических выборов» в бывших странах СССР, которые 20 лет назад образовались как свободные, независимые республики. Но если посмотреть на процентные отношения результатов выборов в диаграммах, можно легко понять, что процесс демократизации происходит номинально. Наличие «свободных» выборов в республиках, то есть преемствование демократических форм, является формальностью для правительств и не ведет к формированию гражданского общества и демократизации. Работу можно также рассматривать как критику имперской политики больших держав.

 

Виртуальная демократия (2010)

Rückblicke / Polnisches Institut Berlin (DE)

© Марина Напрушкина / "Виртуальная демократия" / 2010

Обсуждения политической ситуации в Беларуси могут все чаще сводиться к одному вопросу: «Что делать?». Дискуссия, из-за страха обмена мнениями, все чаще ведется в виртуальном пространстве. На первый взгляд кажется, что критические комментарии политического строя доминируют. Но в конечном итоге ситуация разочаровывает: за героическими высказываниями скрывается ложный патриотизм. Трудно поверить, что серьезное движение протеста может быть сформировано на страницах Интернета.

Представление Западной Европы во второй части работы показывает некоторые  параллели. Тут использованы комментарии таких интернет-общин, как Facebook, Twitter и StudiVZ. В частности молодое поколение использует эти средства для участия в социально-политическом дискурсе. Это новые, «неконтролируемые» и быстрорастущие сообщества организовали многие студенческие  протесты в Европейских странах. Однако такой сценарий вряд ли возможен в нашей стране. Очевидно, что система изменилась и стала гораздо более упругой, что усложняет успешное и эффективное движение протеста молодого поколения.

 

Богатство для всех (2010)

© Марина Напрушкина / Богатство для всех / 2010

«Богатство для всех!» — заявляет с предвыборного плаката немецкий политик Грегор Гизи, представитель партии левых. Политика в постдемократическом обществе все больше сводится к популизму, теряет свои качества и связь с «народом». В постановочном видео «Богатство для всех» Напрушкина попросила обычных белорусов читать речи ведущих немецких политиков. Работа создает сильное впечатление за счет внедрения «инородных» популистских текстов в абсолютно непопулистскую, нейтральную среду.

 

Сонечны шлях (2010)

Glob(E)Scape / 2. Moscow International Biennale for Young Art (RU)
Opening the Door? Belarusian Art Today / Zachęta National Gallery of Art / Warsaw (PL)

© Марина Напрушкина / "Сонечны шлях" / 2010

В работе рассматривается вопрос государственной пропаганды в публичном пространстве. Общественные клумбы  сделаны в форме белорусского государственного герба. Такие конструкции ландшафта можно часто встретить на улицах разных городов страны. Работу по созданию этих декораций чаще всего выполняют молодые безработные женщины и пенсионеры, вынужденные искать дополнительный заработок вдобавок к своим  скудным пенсиям и пособиям.

Диаграмма показывает статистику по безработице 2010 года в Беларуси, подготовленную Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь. Можно увидеть, что лишь 1,2% белорусских граждан являются безработными.

Два листа A4 показывают запрос «Бюро антипропаганды» от имени городского совета Франкфурта о партнерстве с Минском по этому вопросу и официальный отказ Городского совета. Впервые работа была представлена на выставке «Glob(E)Scape» в рамках биеннале молодого искусства в Москве.

 

© Марина Напрушкина / «Сонечны шлях» / Zachęta National Gallery of Art / 2011

 

На выставке в национальной галерее Захента в Варшаве работа была видоизменена. Цветочный рисунок воспроизводил эмблему белорусского КГБ. Тем самым работа отсылала к актуальной ситуации в Беларуси, политическим репрессиям в стране и тотальному контролю общественной и частной сферы государственными правоохранительными органами.

 

Eskimo (2010)

Fokus Lodz Biennale / Lodz (PL)

© Марина Напрушкина / "Eskimo " / 2010

Работа была сделана для биеннале, проходившей в городе Лодзь. Индустриализация в этом городе состоялась в 19-м веке, когда были созданы большие прядильные и ткацкие фабрики. Более 30 таких крупных предприятий были условием для работы сотен тысяч людей. Лодзь являлся вторым по величине городом Польши. С передачей текстильного производства из Европы в Азию многие заводы погибли на западе, однако социалистическая система, пришедшая в Польшу, сохранила производство почти до 90-х годов прошлого столетия.

С выходом на капиталистический рынок последние заводы погибли, а город не оправился от этой потери и по сей день. Большой процент безработицы, отрицательная миграция, отсутствие новой индустрии, опустевшие здания заводов и жилых домов — это то, что характеризует актуальную ситуацию в городе.

© Марина Напрушкина / "Eskimo", набор открыток / 2010

Напрушкина пробуждает бывший завод «Eskimo» снова к жизни, установив лайтбокс над входом, как символ процесса преобразования сегодняшней Польши. К биеннале был также выпущен набор открыток с логотипами бывших текстильных фабрик.

 

Убедительная победа: две истории, как это было на самом деле (2010–2011)

© Марина Напрушкина / "Eskimo", набор открыток / 2010

Последний медиапроект Напрушкиной — политический комикс «Убедительная победа» — возник по горячим следам президентских выборов в Беларуси в 2010 году. Марина Напрушкина рассказывает:

«Я была в Берлине во время выборов. 19 декабря специально пошла в клуб, где проходила прямая трансляция из Минска. Никто не ожидал, что люди выйдут на площадь. Я была в шоке, когда увидела кадры с избитым Некляевым. Вернулась домой и всю ночь просидела за монитором, потом все праздники. Было страшное чувство — ведь ты находишься в Германии и понимаешь, что ничего не можешь сделать. То, что произошло, — это, конечно, не война, но такого никто не мог предвидеть. Впрочем, искусства на войне не бывает. Я участвовала в пикетах у посольства Беларуси в Берлине, каждый день смотрела и читала новости и блоги, фэйсбук, а также прогосударственные ресурсы, даже «Советскую Белоруссию»

Проект «Убедительная победа» Напрушкиной — это художественная интерпретация президентских выборов в Беларуси. Марина создала комикс, нарисованный фломастерами, который был позже сверстан на компьютере. Комикс разделен на две части: с одной стороны сообщения независимой прессы и свидетельства очевидцев, с другой официальная пропаганда.

«До этого я никогда комиксом не занималась, это был мой первый опыт работы в этом формате. Работа над рисунками оказывала на меня и терапевтическое действие. Но нарисовать было полпроблемы. Я быстро поняла, что комикс плохо работает в электронном формате и его нужно скорее печатать на бумаге, а это значит искать финансирование и заниматься распространением. Пару недель ушло на поиски фонда, готового помочь с финансированием. В основном на мои запросы приходили вежливые отказы. Комикс не отвечал никаким артистическим критерия; не выполнял он и роли агитационных листовок. Наконец мне повезло, меня поддержал фонд Конрада Аденауэра (Konrad Adenauer Stiftung), взявший на себя печать и распространение английской версии газеты»

Составленная из смазанных изображений, первая часть комикса пародирует выпуски теленовостей. Она статична, и даже сообщения об автомобилях, гружёных взрывчаткой, на подъезде к Октябрьской площади или о массовых беспорядках у здания парламента ничуть не удивляют, так как вписываются в общую стратегию дезинформации.

Вторая часть комикса фрагментарна и по драйву напоминает прыгающие съёмки любительской видеокамерой, с резким монтажом и отсутствием главных персонажей. Она изображает мирных участников массовых протестов, анонимных блоггеров, избитых журналистов, принуждаемых к голосованию путём шантажа студентов, заключённых следственного изолятора КГБ — всех тех, кого никогда не покажут по «БТ».

Первый выпуск вышел на русском и английском языках. Общий тираж — 30 тысяч экземпляров. Второй выпуск вышел в мае на русском, английском, польском, общий тираж 75 тысяч. Небольшие продолжения выйдут летом этого года в польских журналах «Krytyka Polityczna» и «Wysokie Obcasy», итальянском журнале «Frigidaire».

Статья из «Frankfurter Allgemeine» / 2010 // © Frankfurter Allgemeine

«Я перевела хвалебные статьи из «СБ», которые были написаны после президентских выборов в 2006 году, и опубликовала их на странице немецкой газеты. Материал вышел за неделю до декабрьских выборов 2010 года и явился своеобразным предсказанием результатов предстоящих выборов (процент проголосовавших «ЗА» в 2006 году незначительно отличался от результата прошлого года). Статья вызвала бурную реакцию: в редакцию немецкой газеты поступали звонки и письма возмущенных читателей, которые, не разобравшись, что это была акция художника, протестовали против восхваления «последнего диктатора» Европы на страницах любимой газеты. Редакция «Frankfurter Allgemeine» спустя неделю опубликовала некоторые из этих писем и была вынуждена дать объяснение своему поступку, разъясняя, что это была художественная интервенция».

 

Ссылки:

CV и портфолио Марины Напрушкиной: office-antipropaganda.com

Контакт: buero-fuer-antipropaganda@web.de

Новая Европа: n-europe.eu

Deutsche Welle: www.dw-world.de

ARTFORUM: artforum.com

TAZ: www.taz.de

________________________________________________________________________________

[1] из интервью www.artchronika.ru

_______
Читать по теме:
_______