«О трудностях публичного высказывания», «На западе от востока», «Белорусский климат» и многое другое

Михаил Гулин «Персональный монумент» / 2012

Беларусь: «О трудностях публичного высказывания», «На западе от востока», «Белорусский климат» и многое другое

Пожалуй, самым обсуждаемым в последнее время событием в белорусском искусстве стала акция Михаила Гулина «Приватный монумент», которая прошла в рамках международного проекта «Going Public: О трудностях публичного высказывания»: она вызвала не только общественный резонанс, но и «проблемы» с правоохранительными органами. Несмотря на то, что ситуация вскоре разрешилась (административное дело в отношении участников проекта прекращено, поскольку вина художника не доказана), акция Гулина в очередной раз напомнила о риске, на который идет художник, пытаясь воплотить свои идеи в публичном пространстве, даже если его творчество не содержит в себе  политического меседжа.

Фото: © Юля Fox

Продолжая тему вторжения искусства в городское пространство, стоит упомянуть еще о двух проектах, которые, к счастью, прошли без неприятных инцидентов: в сквере Симона Боливара была установлена скульптура начинающего художника Александра Кудряшова, а фотограф Максим Сарычев организовал выставку в одной из минских многоэтажек, превратив таким образом обыкновенный жилой подъезд в альтернативную выставочную площадку.

С 4 сентября по 4 октября в галерее современного искусства «Ў» прошла групповая выставка «На западе от востока» – часть международного проекта «Europe (to the power of) n». В выставке приняли участие Михаэль Эртс, Голдин и Сеннебай, Aнэ Х’ёрт Гуту, Асака Ивама, Александр Комаров, Андрей Ленкевич, Марина Напрушкина, Сергей Шабохин, Юра Шуст.

Октябрь порадовал минскую публику еще несколькими событиями. Галерее современного искусства «Ў» исполнилось 3 года. В честь своего дня рождения галерея представила своеобразный отчет о своей деятельности – выставку «Баланс. Улічваючы абставіны».

В Музее современного изобразительного искусства прошли выставки «Ретроспектива» – проект-возвращение группы «Белорусский климат», и EXIT-II, рефлексия над немецкими кинотекстами начала ХХ века. Кинематографу, а точнее режиссеру Андрею Тарковскому, также был посвящен персональный проект «Точка обзора» Константина Селиханова в галерее Nova. К тому же в октябре прошел Первый национальный форум «Музеи Беларуси», гран-при которого досталось Гомельскому дворцово-парковому ансамблю, и стартовал конкурс «Музейные лабиринты», победителя которого ожидает поездка в Музейный квартал Вены.

Marina Naprushkina, Home Aerobic, 2012, Collage, mixed media, dimension variable © KKA

Белорусское искусство за рубежом

Грузия: белорусско-польская выставка Banners & Diaries в рамках 5-го фестиваля Artisterium (в выставке приняли участие Жанна Гладко, Алексей Лунев и Сергей Шабохин).

Германия: совместная выставка Алексея Кошкарова и Катарины Фрич; групповая выставка «Nomaden» с участием Максима Вакульчика.

Австрия: выставка «Современное искусство Беларуси, Хорватии и Болгарии» (на выставке были представлены работы Марины Напрушкиной).

Бельгия: выставка YOUNG BELARUS/ TRANSFORMATION («Беларусь молодая/ Трансформация»). 

Польша: выставка Poganstwo Андрея Ленкевича.

Нидерланды: персональная выставка Лены Сулковской.

 

Выставка «Духовная брань» / источник: www.echomsk.spb.ru

Мир: закрытие 13-й Документы, «Арт-Москва», etc.

Германия: 16 сентября завершилась одна из крупнейших и самых значимых выставок современного искусства – «dOCUMENTA 13», которая раз в пять лет проходит в немецком городе Касселе.

Россия: В Центральном доме художника состоялась 16-я Международная ярмарка современного искусства «Арт-Москва», в которой приняли участие несколько десятков галерей из разных стран мира. Основная идея этого сезона – дискуссионная программа, посвященная проблемам актуального искусства в России и механизмам рыночных отношений.

В московском кинотеатре «Ударник» открылась выставка номинантов Премии Кандинского.

Выставка «Духовная брань» на Винзаводе, посвященная участницам панк-группы Pussy Riot, вызвала волну неприятия со стороны Русской православной церкви. В день ее открытия казаки и православные активисты устроили несанкционированный пикет-молебен и заявили, что для организаторов выставки их акция является «последним предупреждением».

_______
Читать по теме:
_______