Хорошо, что неудержимое стремление большой части художественного сообщества Беларуси наконец сублимировалось в появление нашего павильона на 54-й Венецианской биеннале, проходящей в эти месяцы.
Первая и, увы, единственная положительная сторона этого события — это то, что оно состоялось. Наверное, по-другому в данный момент, когда клубок противоречий и размежеваний в художественной среде Беларуси стал наглядно выявлен (в связи с появлением новых выставочных площадок, кураторских проектов и в целом более либеральной выставочной политикой), быть не могло. Событие состоялось именно таким образом потому, что министерство культуры до сих пор не может внятно озвучить свою политику в области актуального искусства, а Академия искусств по-прежнему плодит качественных подмастерьев. Сыграла в этом роль и готовность чиновников второго звена становиться на вытяжку перед любым заданием вышестоящего начальника. Чиновников, которые кроме слов «Чего изволите» ни на что не способны. Впрочем, нет — способны повторять заученно, как тот попугай: «академизм», «классицизм», «реализм» и так далее. А в данном случае нашли еще одно выражение либерализма по указу: «Так у нас же все есть, в том числе и contemporary аrt, ну и если надо…».

Белорусский павильон 54 Венецианской биеннале
К сожалению, искусство, тем более актуальное, требующее системного подхода, по указу не рождается. Все эти факторы и привели к тому продукту, который называется Белорусский павильон на 54 Венецианской биеннале.
Ситуация подготовки требовала как минимум дискуссий, проговаривания различных позиций. О структуре подготовки к биеннале группа художников (Р.Вашкевич, С.Кирющенко, К.Селиханов) высказала свою позицию в письме министру культуры после окончания предыдущей биеннале, два года тому назад. Писали о том, что такой проект начинается с конкурса кураторских предложений и их серьезного обсуждения экспертным сообществом. И что это самое главное. Если не выполнено это условие, то все последующие действия в нашей ситуации не имеют никакого смысла. Что, собственно, и продемонстрировал белорусский павильон этого года. Ну никак не может актуальное искусство или актуальный проект родиться директивным путем. Это свободное дело свободно собравшихся людей. Разговоры, обсуждения и опять разговоры. Кураторство в искусстве — это не конторой руководить. Только в атмосфере дискуссий могла появиться персона куратора. Поэтому было очевидно, что полноценный международный проект на первых этапах нашего участия в Венеции может сделать только зарубежный куратор с опытом подобной работы. Говорилось в том письме и о том, что надо привлекать наших художников, живущих за рубежом, проявивших себя в больших международных проектах, чувствующих и понимающих современный контекст искусства. Но нет же, гордость «беларусов» — только «мы»: «мы сами знаем, как надо, и путь у нас особый». И не надо нам всяких Кястутисов с их выбором и с их «неприкрытыми дверями» (речь идет о кураторском проекте Кястутиса Куйзинаса «Двери открываются? Белорусское искусство сегодня» — прим. АА).
Такова история создания белорусского павильона, при этом не хочется предъявлять претензии к художникам. В данном случае их поставили в странный кураторский контекст, странные пространственные условия и не дали проявить свою волю и энергию, осмыслить себя в предложенном пространстве. Странное сочетание художников, непроговоренность кураторского замысла М. Борозной, нелепый выбор выставочного пространства Н. Шарангович — все это привело к удручающему результату. Вообще создается такое ощущение, что для них (Борозны и Шарангович) эта подготовка к биеннале явилась занятием воскресного дня, среди многих других занятий, обязанностей, комиссий, заседаний, руководства различными госструктурами.
Главной задачей при подготовке фактически первого участия в биеннале было не сделать гениальную экспозицию (что по определению невозможно, потому что несвоевременно), а создать систему на будущее. Систему, которая со временем стала бы порождать серьезные результаты. И эта задача, кстати, не требующая больших материальных затрат, была не то что не выполнена — она даже не была осознана министерством, куратором и комиссаром. Это самый главный минус всей этой невеселой истории. То есть кодекс, или свод положений, при работе над проектом не был выработан изначально.
«Двери открываются? Беларуское искусство сегодня» — под таким названием в Вильнюсе и в Варшаве недавно прошла выставка белорусского актуального искусства. При посещении экспозиции биеннале в самые насыщенные зрителями дни, субботу и воскресенье, оказалось, что двери белорусского павильона были закрыты. Глупее ситуации и себя в ней трудно было представить. Когда с надеждой хоть на что-то хорошее пересекаешь залив в Арсенале, то натыкаешься на закрытые двери нашего павильона, а около дверей встречаешь литовского (в данном случае) посетителя, который спрашивает: «Почему закрыто?». И я сам с недоумением спрашиваю себя: «Почему?». Что это — экономия, переходящая в идиотизм? Так еще экономнее было бы создать, допустим, виртуальную экспозицию в интернете. И сколько государственных и спонсорских денег можно было бы сэкономить, «и сколько было бы портянок для ребят» (А. Блок). А так, глядишь, хоть в Венецию съездили. То есть профанация полная: даже не «хотели как лучше», а хотели «как всегда» — по-нашему. Выставка работает только четыре дня в неделю, и то при условии, что тебя на лодке перевезут через залив. Поэтому ответ на вопрос, поставленный К. Куйзинасом в его проекте, оказывается отрицательным.

Белорусский павильон 54 Венецианской биеннале
Почему было выбрано такое место — обычное офисное помещение, не приспособленное для экспозиции, представляющее из себя сквозной коридор, шириной 3.5 и длиной около 25 метров? Почему совершенно невнятный текст в каталоге, принципиально ни о чем не говорящий? Много вопросов. Услышим ли мы когда-нибудь ответы на них от комиссара и куратора?
Теперь несколько слов о самой экспозиции, знак которой — скульптура Костюченко и рекламный плакат — видны с противоположной стороны внутреннего залива Арсенала. В белорусском современном искусстве часто встречался, да и до сих пор встречается такой символ: человек с широко разведенными руками, то ли от удивления от вида огромности мира, то ли от желания его охватить. Символ, по-видимому, идет от образа распятия. Но я никогда не думал, что можно делать распятие из одной только правой руки, повторив ее дважды в разных положениях. Это действительно символ всей остальной белорусской экспозиции. В самом зале при входе посетителя встречает планшет, перегораживающий весь коридор, на котором помещена картина В.Петрова, примерно 180 см.: красная краска по белому холсту, нечто под названием «Апокалипсис». Аналогично, справа — еще одно нечто, изображающее двух святых (как указано в подписи). Это достаточно фривольный портрет пары девиц, тоже красным по белому, в так называемой современной, свободной манере. С обратной стороны планшета — видео Д.Скворцова с совершенно невнятным монтажом и манерным сюжетом. «Приятную» графику Ю. Алисевича окружают два монитора с «милыми» мультиками В.Петрова на зоологические темы, говорящие на самом деле не об апокалиптичности мышления автора, а скорее о его нежной и сентиментальной в сущности натуре. Милая повседневная графика, милые мультики… Это расслабляет, это успокаивает, хочется отдохнуть, и ты видишь: в конце коридора, вроде бы, находится мягкий диван несколько странных пропорций и формы. Правда, подойдя поближе, понимаешь, что ошибся: это отдыхают другие. Соломенная «Тайная вечеря» А. Клинова, которая в прошлом году неплохо прозвучала во Дворце искусств. Ее центровое размещение в Минске в свободном пространстве было оправданно и убедительно, в Венеции же эта работа произвела странное ощущение неуместности. Десяток работ, объединенных только лишь словом «Kodex», — нелепая смесь библейских мотивов, повседневности и зоологии. Единственным отрадным моментом выставки, по словам очевидцев, явился перформанс В.Петрова, исполненный на церемонии открытия.

Перформанс Виктора Петрова
В мае, в предстартовом интервью в «СБ» М. Борозна не произнес ни одного внятного слова о концепции павильона, кроме одной фразы: «Кодекс — это часть книги без переплета». Без переплета (то есть неструктурированной, случайной, непродуманной, в нелепом помещении) и оказалась эта экспозиция. То есть как понял он значение термина «Кодекс», так и получилось. На самом деле, основное закрепленное в культуре значение слова кодекс — это в первую очередь система, совокупность норм чего-нибудь: правил, привычек, убеждений. Путаница в определениях привела к путаному результату.
Повторяю, всю изложенную выше иронию не хотелось бы переносить на художников. Их творческая воля не прочитывается, так как, насколько видно по экспозиции, просто не принималась в расчет.
Есть еще одно древнее латинское значение слова «кодекс». «Кодексом» называли чурбан или колоду, которую преступник волочил за собой и на которой отдыхал. По-моему, скучно и без всякого азарта и темперамента комиссар и куратор провели эту акцию. Совершенно формально, как в Музее современного изобразительного искусства, как в Академии, которыми они руководят. Кроме того, известно, что немаловажная часть кураторской работы делается после открытия. Это общение с коллегами, знакомства и контакты, обязанности куратора отчитаться после экспозиции — публикации, анализ, дискуссии. Была ли проделана эта часть работы?
И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о павильонах наших ближайших соседей. Очень ясным получился павильон России, в отличие от предыдущих лет. Цельность и убедительность мышления Б. Гройса (куратора) и А. Монастырского (художника и группы «Коллективные Действия») вызывают большое уважение. Литовский павильон продемонстрировал элегантность мысли и экономию средств (вот действительно правильная экономия!) художника Д. Микшис (Darius Mikšys) и комиссара К. Кузинаса. Следует отметить качественный проект польского павильона, размах и богатство украинского. У литовцев и украинцев тоже нет своих постоянных мест на биеннале, но каждый раз они эту проблему решают весьма успешно.
Вывод один: выставка должна начинаться с непредубежденного свободного мышления, с правильного нахождения пространства и его осмысления, а также с бережного отношения к словам. Чтобы тема известного рассказа Томаса Манна «Смерть в Венеции» не повторялась вновь и вновь.
Венеция, Дюссельдорф
июль 2011 года
С. Кирющенко
P.S. Статья была написана в июле 2011 года. С тех пор произошло не одно событие, которые подтверждают мои критические слова о принципах подготовки Белорусского павильона на 54 биеннале в Венеции. В августе 2011 года на арт-ярмарке «ART VILNUS» (мероприятие, конечно, другого формата и другого уровня, но где участвовало около 60-ти галерей со всего мира) экспозиция галереи современного искусства «Ў» заняла первое место в номинации «Лучшая экспозиция иностранной галереи». Правильно выбранная стратегия еще на первой ярмарке «ART VILNUS» два года назад — на создание цельного художественного, а не коммерческого проекта — в этом году дало убедительный результат. Причина одна — правильный выбор кураторов проекта (В. Киселева, А. Лунев, С. Шабохин), которые создали внятную концепцию и пригласили отвечающих этой концепции художников. Можно привести совсем недавний пример участия нашего искусства в серьезных международных проектах. Это получение третьего места Константином Селихановым за свою работу на биеннале скульптуры в Японии. Эти случаи говорят всего лишь об одном: о профессионализме одних и отсутствии этого качества у других.
Вынужденная инициатива Министерства культуры в Венеции и личная осознанная инициатива кураторов и художников на «ART VILNUS». Совпадут ли эти инициативы в будущем при подготовке Белорусского павильона на 55 Венецианской биеннале. Критические слова сказаны, будут ли сделаны какие-либо выводы из прошедших событий? Сейчас важно провести открытую дискуссию по итогам участия Беларуси в 54 биеннале и попытаться определить стратегии подготовки к следующей. Нужно думать о том, чтобы в дальнейшем не допустить столь грубых ошибок. В первую очередь, в подборе куратора и комиссара для подготовки будущих серьезных проектов.
/ статья была опубликована (на белорусском) в журнале «Мастацтва» в августе 2011 года
Читать по теме:
_______
3 comments
Михаил Гулин
Oct 24, 2011
Надо перечислить всю команду готовившую павильон. За исключением П.Вайницкого, там не было ни одного человека занимающегося актуальным искусством лично, ну и сейчас это можно утверждать — не было ни одного человека любящего актуальное искусство. Скоро заявлено открытие Центра современного искусства, которым будет руководить такой же равнодушный профан.
Katerina
Oct 24, 2011
Грустная статья, а ситуация трагичная…
Eugenewript
Mar 3, 2021
####### OPVA ########
ULTIMATE РТНС COLLECTION
NO PAY, PREMIUM or PAYLINK
DOWNLOAD ALL СР FOR FREE
Description:-> gg.gg/lua7w
Webcams РТНС 1999-2021 FULL
STICKAM, Skype, video_mail_ru
Omegle, Vichatter, Interia_pl
BlogTV, Online_ru, murclub_ru
Complete series LS, BD, YWM
Sibirian Mouse, St. Peterburg
Moscow, Liluplanet, Kids Box
Fattman, Falkovideo, Bibigon
Paradise Birds, GoldbergVideo
Fantasia Models, Cat Goddess
Valya and Irisa, Tropical Cuties
Deadpixel, PZ-magazine, BabyJ
Home Made Model (HMM)
Gay рthс collection: Luto
Blue Orchid, PJK, KDV, RBV
Nudism: Naturism in Russia
Helios Natura, Holy Nature
Naturist Freedom, Eurovid
ALL studio collection: from
Acrobatic Nymрhеts to Your
Lоlitаs (more 100 studios)
Collection european, asian,
latin and ebony girls (all
the Internet video) > 4Tb
Rurikon Lоli library 171.4Gb
manga, game, anime, 3D
This and much more here:
or —> gg.gg/ntwfm
or —> cpc.cx/tuu
or —> xor.tw/4pt0y
or —> v.ht/LEYc
or —> cutt.us/lFqU4
or —> gg.gg/ntwgr
or —> v.ht/kIy2
or —> apg.de/og
or —> gg.gg/ntwhd
###### Caution! ######
ALL premium big parts rar
(mix.part01..), unrar file list
(vid.avi), forums on free host
(bbmy iboard etc.) — scam.
Paylinks (bit_ly lmy_de aww_su
etc.) — virus. Be careful.
——————
——————xr1