Для Беларуси фестиваль фотографии — вещь пока еще весьма экзотичная. Четвертый год подряд в выставочном пространстве “БелЭкспо” проводится так называемый “Фотофорум” с целью показать все лучшее, что есть у нас в области фотографического искусства, образования, рекламы и техники. Однако такая скромная постановка целей несопоставима с тем масштабом, который принимают фотофестивали даже у наших ближайших соседей — России, Литвы, Польши. Фестиваль — это в первую очередь знакомство с новым, а фотофестиваль — это как раз то самое место, где можно узнать об актуальных тенденциях современной фотографии. Национальные границы размываются: фотофестиваль в Литве совсем не означает, что посмотреть там можно будет только литовскую фотографию. Так, самый крупный в Прибалтике ежегодный фестиваль “Каунас фото” знакомит публику с фотографией из Скандинавских стран, Грузии, Австралии, а в этом году даже с бразильской фотографией!

В Польше в организации фестивалей пробуют себя сразу пять городов — Варшава, Краков, Лодзь, Познань и Бельско Бяла. Но настоящая конкурентная борьба разгорается между Краковом и Лодзью: кураторы соревнуются в том, кто привлечет к себе больше посетителей, кто придумает самую оригинальную концепцию фестиваля, кто пригласит к себе самых известных и интересных фотографов и арт-критиков, кто лучше организует выставки и сопутствующие мероприятия. В этом году оба фестиваля отрылись практически одновременно, 6-го и 7-го мая, заставив тем самым любителей фотографии определиться, какому городу они все-таки отдают предпочтение и в какой город, соответственно, отправятся в первую очередь. Сейчас, когда месяц фестивалей, май, уже закончился, организаторы жадно читают отзывы в прессе, анализируют свои ошибки и продумывают, каком будет их фестиваль в следующем году. Ведь подготовка к очередному фестивалю начинается сразу же по окончании предыдущего, то есть длится год, а по отдельным пунктам программы еще дольше.

В прошлом году лидерство было, безусловно, на стороне Лодзи. О нашумевшем фестивале под названием “Юмор, абсурд, ирония” до сих пор все говорят с придыханием. “Взрывы смеха, хохот, хихиканье, острота, юмор, шутки, шалости.… Так с чего же мы смеемся в сегодняшнем мире? И почему? 28 художников из разных стран мира попытаются разделаться со всем чересчур нудным, серьезным и патетическим. Хотя … смех не всегда бывает смешным”, — так весело и иронично описали кураторы замысел мероприятия. А для рекламы фестиваля была выбран неожиданный, провокационный и в каком-то смысле даже шокирующий визуальный ряд: яркие фотографии Цезаря Захаревича (Cezary Zacharewicz), на которых игрушечные человечки совершают разные манипуляции над кусками свежего мяса, колбасами и отрезанными органами. И все это ради борьбы за внимание зрителей и положительные отзывы критиков.

Повеселившись от души, в этом году лодзинские кураторы выбрали еще более горячую тему — любовь! Конечно же, тема любви бесконечна. О любви написано множество книг и снято множество фотографий, например, знаменитый “Поцелуй…” Роберта Дуано или портрет обнимающихся Джона Леннона и Йоко Оно, сделанный фотографом Анни Лейбовиц. Но одно известно наверняка: “Нам всем нужна любовь. Мы не хотим жить без любви. Любовь для нас — словно кислород. Разве можно представить такое состояние, когда мы не будем ничего чувствовать к другим людям?”, — пишет во вступительном слове Кшиштоф Кандрович,  директор Международного фестиваля фотографии и Центра искусства в Лодзи. Время изменяется, но любовь — это то, что позволяет нам почувствовать жизнь. Так как же видят и понимают любовь в 21 веке?

© Phillip Toledano / из серии “Дни с моим отцом (2006-2009)”

Из представленных в главной программе фестиваля проектов хотелось бы особенно выделить серию фотографий “Дни с моим отцом (2006-2009)” американца британского происхождения Филиппа Толедано (Phillip Toledano). Это очень грустный дневник о том, как фотограф провел три года, ухаживая за своим умирающим отцом. В своих фотографиях и сопровождающих комментариях автор пытается рассказать о своем 98-летнем отце, таком, каким он его любит, знает и помнит. Детально описывая его привычки и характер и фотографируя обычные повседневные сюжеты, Толедано знакомит нас с человеком, который должен умереть, человеком, год смерти которого мы уже знаем из названия фотопроекта. “Я очень счастлив, что у меня были эти три года, — читаем мы в комментарии к последней фотографии. — Что между мной и отцом не осталось за это время ничего недосказанного. Что мы узнали, как сильно мы любим друг друга и не стесняемся этого чувства. Что я увидел, как отец рад моим достижениям в жизни. И что я смог увидеть, каким веселым человеком он был. Эти три года — удивительный подарок”.

© Игорь Савченко / из серии “Алфавит жестов” /

Одно из главных мест в экспозиции Центра искусства заняли фотографии нашего белорусского автора Игоря Савченко. Сделанная в начале 1990-х серия “Алфавит жестов” не потеряла, как видим, своей актуальности, и лодзинские кураторы специально пригласили Игоря поучаствовать в фестивале. Как известно, Савченко сделал эту серию на основе любительских фотоальбомов 1930-50х гг., пересняв из фотографий только те фрагменты, где были показаны жесты людей: неловкие положения ног, рук, нежные касания друг друга, осторожное держание предметов — целая галерея, типология микрожестов, интимного, едва заметного измерения жизни. На фоне популярных сейчас цветных форматных фотографий “Алфавит жестов”, аналоговая черно-белая контрастная серия, выглядела очень оригинально. И важно подчеркнуть, что это первый случай участия белорусов в лодзинском фестивале.

В целом визуальный дневник и типология оказались теми формами репрезентации, которые использовались фотографами чаще всего. А из представленных тем наибольший фокус был сделан не на романтических историях любви, как можно было бы ожидать, а на эмоциональном измерении семейной жизни: взаимоотношениях детей и родителей, мужа и жены, об ощущении одиночества внутри семьи, о взрослении, старении, умирании. Ведь любовь — это не только переживание счастья и эйфории, но и ощущение грусти, тревоги, страха, отчаяния, растерянности, ненависти — весь репертуар эмоций, который прекрасно описал в 1977 году французский автор Ролан Барт в книге “Фрагменты речи влюбленного”. А выставочные проекты, не вошедшие в главную программу фестиваля, еще больше расширяют и размывают тему любви до исследований состояний медитации, трансценденции, толерантности.

В лодзинский Центр искусства пришло более тысячи заявок из разных стран мира от фотографов, желающих принять участие в фестивале. Однако, как признался в интервью Кшиштоф Кандрович, в большинстве работ доминировала проблематика, связанная с ностальгией и одиночеством, и были показаны скорее желание и потребность в любви, нежели утверждение и актуальное переживание любви. Может быть, это и есть ответ на вопрос, как мы видим и понимаем любовь в 21 веке…

© Martin Parr / Greece, Athens, Acropolis / 1991

Однако, если говорить о настоящей сенсации этого фестивального года, то ей стал, безусловно, Мартин Парр, почетный гость Краковского месяца фотографии. Британец Мартин Парр — одна из самых ярких фигур в современной европейской фотографии. Он стал известен в конце 1980-х благодаря своей пронзительно ироничной и критичной серии под названием “Последний курорт: фотографии Нью-Брайтона” (1986). Под влиянием американской цветной фотографии, в первую очередь Уильяма Эгглстона и Стивена Шора, Парр развил свой собственный стиль: моментальные документальные снимки, яркий насыщенный цвет, использование вспышки, средний формат, ироничный, несентиментальный взгляд на современное общество, открытая критика консюмеризма и глобализма.

В 1994 году скандал разгорелся вокруг вступления Мартина Парра в “Магнум”, самое престижное в мире агентство фотожурналистов. Многие из членов агентства выступили против, утверждая, что стиль работы Парра не имеет ничего общего с фотожурналистикой. Самым ярким противником был мастер военного репортажа Филипп Джонс Гриффитс, который в открытом письме заявил:  “Принять Мартина Парра в агентство — не означает поддержать разнообразие взглядов и подходов, но означает отвергнуть все те ценности, которыми всегда руководствовался “Магнум” и которые дали агентству тот статус в мире, который оно имеет сейчас”. Тем не менее, Парра в агентство приняли … с перевесом в один голос, что означало радикальный пересмотр концепции современной документальной фотографии, признание необходимости двигаться к новым формам репрезентации и признание того, что гуманистическая традиция документалистики устаревает.

За короткое время Парр вошел в тройку самых коммерчески успешных членов агентства. Его энтузиазм и работоспособность не угасают: Парр преподает, снимает фильмы, коллекционирует фотографии, курирует выставки, ищет и поддерживает новых авторов (например, в прошлом году на престижном фестивале арт-фотографии в Арле Парр номинировал в качестве “открытия года” литовского фотографа Рималдаса Викшрайтиса), а также издает книги. На счету Парра уже около 50 книг, включая “Фотокнигу: история”, написанную совместно с Герри Баджером. Этот двухтомник, ставший итогом восьмилетней работы, посвящен истории книг о фотографии, начиная с 19 века и до сегодняшних дней. Эта книга — беспрецедентный проект в области истории фотографии и является одной из наиболее значимых публикаций последних лет.

Приглашение Мартина Парра в Польшу — огромный подарок, который сделали для любителей фотографии организаторы краковского фестиваля. Важно и то, что Парр приехал не для открытия своей персональной выставки, но с более амбициозной целью: познакомить польскую общественность с британской фотографией.

Главный вопрос, вокруг которого выстраивалась концепция фестиваля: существует ли британская фотография как нечто отдельное, обладающее своими уникальными чертами, своим особым национальным стилем? И едва переступив порог информационного центра фестиваля, посетители сразу же попадали в самую гущу дебатов об актуальном состоянии британской фотографии. Мультимедийный проект под названием “Актуализация.UK” включал девять видеоинтервью с влиятельными игроками рынка фотографии в Великобритании: кураторами, фотографами, редакторами журналов и преподавателями ведущих учебных заведений. Все они пытались выделить, с одной стороны, наиболее важное достижение в области фотографии за последние 10 лет, а с другой стороны, назвать несколько имен фотографов, которые заявили о себе в последние годы и с которыми можно связывать надежды о развитии британской фотографии. Портфолио названных фотографов можно было сразу же посмотреть в соседнем зале. А специальный стенд с книгами давал возможность подержать в руках и полистать издания, выделенные экспертами как наиболее значимые.

В здании Национального музея Кракова разместилась главная выставка фестиваля “Факты из жизни. Британская фотографии 1974-1997”, в которой были собраны работы десяти самых известных авторов второй половины 20-го века. В одной из статей фестивального каталога, посвященной истории британской фотографии, автор Билл Кувенховен иронично разделил всю 175-летню историю фотографии в Британии на два периода: “От Фокса Тальбота до Мартина Парра” и “От Мартина Парра до Мартина Парра и дальше”, подчеркивая тем самым, как сложно называть имена на фоне такой яркой фигуры, как Парр, который, по сути, вывел британскую фотографию на мировой рынок. И выставка действительно открывается “Последним курортом: фотографии Нью-Брайтона”, но важно также и то, что экспозиция не сводится исключительно к прославлению творчества Парра.

© Tom Hunter / Woman Reading Possession Order / 1998

Так, здесь можно было увидеть и черно-белые индустриальные ландшафты Джона Дэвиса (Jonn Davies), и клаустрофобические семейные хроники Ричарда Биллингхэма (Richard Billingham), и напрямую подражающие живописным полотнам работы Тома Хантера (Tom Hunter). Здесь же в Национальном музее можно было начать знакомство с беспокойной героиней новой цветной фотографии Анной Фокс (Anna Fox), более полную ретроспективу творчества которой взяла на себя смелость показать галерея современного искусства Bunkier Sztuki. Благодаря тщательной подборке авторов и работ выставка “Факты из жизни” прослеживает развитие британской фотографии, показывает происходящие изменения как в эстетике фотографического образа, так и в самом понимании того, чем является визуальный документ.

© Mark Power / "Варшава, апрель 2005"

При этом неожиданным, но безусловным фаворитом польской публики оказался британской фотограф Марк Пауэр (Mark Power) с яркой запоминающей персональной выставкой “Мелодия двух песен”, целиком посвященной Польше. Живописность, безупречность композиционных решений и качество печати огромных широкоформатных фотографий Марка Пауэра отметили даже самые придирчивые критики.

Так есть ли основания говорить о национальной специфике британской фотографии? Безусловно, можно предъявить претензию к самой постановке вопроса: как можно в современном глобализированном мире, и тем более в случае такой страны, как Великобритания, пытаться отыскать специфические уникальные черты в фотографии. Да и как вообще определить, что такое “британская фотография”: созданная только британцами? Только о Британии? Или то и другое сразу? Но, тем не менее, критики настаивают, что говорить о специфике британского фотографического взгляда возможно: это привычка рассматривать знакомые вещи с дистанции, внимательно наблюдать и дистанцироваться в то же самое время, иронично относиться ко всему, включая то, что дорого и любимо, и прежде всего к самим себе. Для британских фотографов всегда актуальной остается проблема идентичности и вопрос, что значит быть британцами. Темами фотопроектов то и дело становятся собственный дом и окрестности, привычки, ритуалы, что в итоге выливается в некую общую визуальную антропологию самих себя. Как нельзя лучшим примером может здесь быть многократно отмеченный критиками проект Саймона Робертса (Simon Roberts) “Мы англичане” (2009), сочетающий в себе социальный документ с так любимой британцами ландшафтной фотографией.

© Simon Roberts / из серии “We English” / 2007

Любой фотофестиваль — это не только выставки и показ слайдов, но и множество сопутствующих мероприятий: мастер-классы, ярмарки книг по фотографии, портфолио-ревю, конкурсы, показ итоговых работ выпускников фотографических школ, публичные встречи с фотографами, кураторами и издателями, семинары, круглые столы, открытые лекции, презентации новых книг, журналов, интернет-ресурсов, аукционы фотографии, экскурсии по городу, концерты и фильмы. И хотя организаторы стараются сосредоточить наиболее значимые события вокруг так называемого “главного уикенда” фестиваля, чтобы гости из других городов и стран могли взять максимум информации за короткий период времени, тем не менее фестивальные мероприятия растягиваются на целый месяц, которым в Польше традиционно стал май. В этом смысле можно позавидовать жителям Кракова и Лодзи, имеющим возможность познакомиться со всем самым интересным в области фотографии без необходимости отправляться в дальние путешествия. И остается надеяться, что культура фотофестивалей получит свое развитие и в Беларуси.

 

/ опубликовано (на белорусском) в журнале «Мастацтва» / июль 2010

_______
Читать по теме:
_______